Японский дизайн всегда отличался своей загадочностью и лаконичностью. Совершенно чуждая культура Японии воспринималась в Европе и Америке как экзотика, ведь на протяжении долгого времени, из-за особого географического положения и климатических условий, японские территории были практически изолированы. Благодаря этому любой объект из Японии становился открытием об истории и культуре этой страны. Изменения произошли только после революции Мэйдзи в 1868 году. В результате, начала взаимодействия с другими культурами Япония стала многое заимствовать у Запада, который, впоследствии, сильно изменил всю японскую культуру.
Диван «Stratos» (Макио Хасуике)
Японцы большое внимание уделяют природе и часто транслируют ее характерные черты на создаваемые предметы. Несмотря на кажущуюся сдержанность, семантика каждого предмета выражает массу смыслов, которые отличают ту стихию, которой посвящен предмет.
В послевоенный период Япония стала очень быстро развиваться и, в результате, очень быстро превратилась в высокоразвитую страну с огромным количеством средств для воплощения практически любых идей. Благодаря пытливому уму, повышенной заинтересованности в применении новых технологий и стремление к гармонии обусловило появление большого количества необычайно красивых предметов. Считается, что развитие дизайнерского движения в Японии началось после открытия в 1901 году в Токийском высшем политехническом училище отделения промышленного проектирования.
Книга в виде чашки (Эри Акутсу (Eri Akutsu) и Кожи Симицу (Koji Shimizu)
В 1936 году было впервые создано японское художественно-промышленное общество. Затем, в 1952 году, 25 специалистов в области дизайна основали «Japan Industrial Designers' Association», которая до сих пор остается единственной профессиональной организацией промышленных дизайнеров в Японии.
Системы для хранения мороженного (Макио Хасуике)
Отметим, что сегодня наиболее известными японскими промышленными дизайнерами являются Наото Фукасава (Naoto Fukasawa) и Макио Хасуике (Makio Hasuike). Первый открыл свое дизайн бюро в 2002 году и получил более 50 наград в области дизайна в Японии, США и Европе. Второй -- открыл свою компанию в 1968 году и был удостоен награды "Compasso d'Oro". Некоторые продукты, разработанные Хасуике, на данный момент являются частью постоянных коллекций Музея современного искусства в Нью-Йорке, Миланской триеннале и Музея индустрии в Эссене.
Одноразовая посуда из экологически безопасных материалов «Wasara»
Раковина «Narciso» и диван «Indy
Повышенный функционализм, осознанное применение каждой детали и минимальное использование материалов стали залогом успеха японского дизайна в как в 20-ом, так и 21-ом веке. Напомним, что 20 августа 2009 года откроется выставка «Wa: The Spirit of Harmony and Japanese Design Today» в «Red Dot Design Museum». В рамках экспозиции будут представлены как объекты, признанных классикой дизайна, так и новейшие образцы предметного мира, созданных современными японскими дизайнерами. Причем, представленные объекты будут настолько разнообразны, что посетители смогут увидеть, например, классическую бутылку «Kikkoman», дизайн которой разработал Кендзи Экуан (Kenji Ekuan) в 1961 году до сотового телефона от Наото Фукасава (Naoto Fukasawa), созданного в 2003 году.
Смотрите также: