«Телефонный гамбит: в погоне за секретом Александра Грехема Белла» - так называется книга журналиста Сета Шульмана (Seth Shulman), в которой автор утверждает, что Белл получил патент на изобретение телефона с помощью адвокатов и коррумпированных патентных чиновников, которые намеренно указали неверную дату подачи заявки другим изобретателем.
Шульман считает основным доказательством лабораторную записную книжку самого Белла, которая хранилась у его потомков до 1976 года, после чего была оцифрована и стала общедоступна с 1999 года.
Согласно записной книжке, Белл вместе со своим ассистентом Томасом Ватсоном долго и безуспешно пытались передавать звук с помощью электромагнитных волн по проводу. Позже, через 12 дней – когда Белл ездил в Вашингтон решать вопросы относительно своих патентов – он вдруг резко поменял конструкцию своего передатчика. Новый метод, наконец, оказался успешным.
В своих записях Белл использует диаграммы, изображающие человека, говорящего в устройство. Удивительно, но в патенте того самого другого изобретателя – Элише Грея – также использовалась подобная диаграмма.
Книга Шульмана, которая должна выйти 7 января грядущего года, расскажет и о других необычайно занятных совпадениях, которые ставят под сомнение авторство телефонного патента. Так, например, Белл нарисовал примерный дизайн своего передатчика на полях патента; он очень нервничал по поводу демонстрации своего устройства, так как на мероприятии должен был присутствовать и Грей; Белл всячески увиливал от попыток установить законность своего патента и избегал разговоров о себе как о единственном «авторе» телефона.
Наверное, наиболее познавательным стало открытие Шульманом того, что, вобщем-то, ещё в 1860 году немецкий изобретатель Филипп Рейс (Philipp Reise) изобрёл телефон, который работал совсем по иному принципу.
Историю же решило то, что именно Белл, а не Грей, впервые продемонстрировал работу телефонного аппарата публично. В это время Грей работал над более продвинутым устройством, которое позволяло бы рассылать многочисленные сообщения одновременно по одному телеграфному проводу. Как он говорил тогда своему помощнику, «хотел бы я посмотреть, как бы Белл повторил это со своим аппаратом».
Смотрите также: