Соглашение на саммите ООН по вопросам климата в Канкуне подписано, большинство делегатов, судя по всему, пришли к компромиссу в отношении текста документа по ключевым аспектам выбросов углекислого газа и различных парниковых соединений, впрочем участники саммита говорят, что до итогового всеобъемлющего климатического соглашения пока еще далеко.
Сейчас с предложенным вариантом климатического соглашение согласны все, кроме Боливии, а также частично Кубы, однако протестов этих двух стран явно недостаточно, чтобы заблокировать конечное соглашение.
В пятницу был представлен черновой вариант соглашения, где говорится о более масштабных сокращениях выбросов углекислого газа, а также выражается уверенность в том, что эти сокращения обязательны и необходимы. Вместе с тем, здесь пока не установлен механизм для достижения этого снижения. Также в документе прописано создание фонда для помощи бедным странам в борьбе с изменениями климата.
Делегаты приветствовали тот факт, что правительства таких стран, как Япония, Китай и США, ранее наиболее жестко противостоявшие подписанию существующих климатических договоров, практически одновременно одобрили соглашение.
Согласно тексту соглашения, так называемый "Зеленый климатический фонд" будет привлекать и распределять около 100 млрд долларов в год до 2020 года для защиты бедных стран от климатических изменений, а также помощи им в создании экономики, основанной на низких выбросах CO2. Также в документе предлагается создать адаптационный фонд, который будет разрабатывать непосредственные планы для каждой из стран-получателей.
Отдельно стоит подчеркнуть, в документе есть и параметры для финансирования программ по сохранению лесов в развивающихся странах.
Как бы то ни было, участники саммита признают, что достигнутое соглашение намного меньше, чем всеобъемлющий договор, который многие страны хотели видеть еще на саммите ООН в Копенгагене. В заключенном соглашении по-прежнему не прописаны конкретные меры по сокращениям выбросов и юридические санкции в отношение нарушителей.
"В общем, мы продвинулись от решений Копенгагена, многое уже решено и может быть оставлено позади. Здесь мы видим в последние дни совершенно другое настроение и другой тон", - говорит Тара Рао, старший советник по вопросам политики Фонда WWF.
Участники климатических переговоров отмечают, что общее направление сейчас уже вошло в нужное русло. "Новое юридически обязывающее соглашение, претендующее на роль дополнения к Киотскому протоколу, охватывающее все основные источники выбросов, уже в пределах видимости", - говорят в WWF.
Участники саммита говорят, что многие страны в рамках обсуждений проводят активные неофициальные переговоры с целью выработки общей позиции. Так, Россия и Япония добились включения в документа возможности возможности расширения Киотского протокола и заключения будущих юридически обязывающих норм по выбросам СО2 в атмосферу.
Сообщается, что "Зеленый климатический фонд" внчале будет работать под доверительным управлением Всемирного банка - на этом настаивали США, Европа и Япония. Данное обстоятельство позволяет вести "сбалансированный надзор" за балансом между развитыми и развивающимися странами. Кроме того развивающиеся страны, получающие дотации на климатические изменения, периодически будут проходить аудит со стороны международных организаций. Однако Китай настоял на том, что аудит - это норма лишь в том случае, если развивающаяся страна получает деньги на климатические технологии из западных источников.
"То, что мы сейчас имеем - это текст, который хотя и не идеален, но он безусловно является хорошей основой для продвижения вперед", - говорит Тодд Стерн, представитель США.
Президент Мексики Фелипе Кальдерон, выступая после принятия документа, заявил о начале "новой эры в сотрудничестве в сфере изменения климата". В проект включен механизм пересмотра целевых показателей (потепление не должно превысить 2 градуса) в зависимости от новых научных данных, меры по сокращению выбросов, механизма защиты лесов REDD, контроля и отчетности - MRV. Как отмечают участники переговоров и эксперты, этот документ представляет собой расширенную и усложненную версию копенгагенского соглашения, хотя слово "Копенгаген" в нем ни разу не упоминается.
Глава российской делегации, советник президента РФ по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий сказал, что Россия выступает в поддержку проекта решения конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата в Канкуне.
По словам Бедрицкого, фактически, хотя это не присутствует в названии, новый документ закрепляет те договоренности, которые были достигнуты в Копенгагене в 2009 году.
В частности, проект предусматривает обязательства развитых стран по помощи развивающимся странам - "быстрое финансирование" общим объемом 30 миллиардов долларов, и долгосрочная помощь в объеме 100 миллиардов долларов на срок до 2020 года.
В свою очередь, российский наблюдатель на переговорах глава климатической программы WWF России Алексей Кокорин сказал в интервью агентству РИА Новости, что в новом документе значительно расширены положения, которые были только намечены в Копенгагене. В частности, в нем закреплена особая роль "стран с переходной экономикой" (к которым относится Россия), которые получат доступ к "зеленым" технологиям. Кроме того, в проекте решения содержится механизм пересмотра целей соглашения на основе новых научных данных.
Бедрицкий подчеркнул, что Россия выступает и выступала против продления Киотского протокола на второй период, хотя намерена активно работать в рамках первого периода, участвовать в механизмах торговли квотами и развивать проекты совместного осуществления. "Наше твердое убеждение заключается в том, что достигнуть целей, которые обозначили ученые в 4-м докладе МГЭИК (Межправительственной группы экспертов по изменению климата, IPCC), можно только сообща", - сказал Бедрицкий, напомнив, что согласно выводам климатологов необратимых изменений климата можно избежать, если ограничить потепление двумя градусами.
По его словам, Киотский протокол сильно ограничивает возможности совместной работы, и продление протокола во втором периоде не даст эффекта для климата. "Мы работали над решениями, которые касаются функционирования первого периода обязательств, завершение этого первого периода", - пояснил российский представитель.
Он подчеркнул, что Россия заинтересована в том, чтобы бизнес активно участвовал в проектах совместного осуществления, в реализации механизмов торговли квотами, в притоке технологий, "которые помогут нам модернизировать нашу энергетику в какой-то части, ЖКХ, снизить выбросы".
Смотрите также: